Карельская республиканская организация Общероссийского
профессионального союза работников государственных учреждений
и общественного обслуживания Российской Федерации
Новость дня
Версия для слабовидящих
Контактная информация

Карельская республиканская организация Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации

185035, г. Петрозаводск, ул. Дзержинского, 3, (каб. 50)

Телефон

(8142) 77-49-28; 78-42-62

Эл. почта profdrug@onego.ru

 

Лекция: "Российский профсоюз в системе средств защиты прав человека"

Российский профсоюз в системе средств защиты прав человека

Автор:
Воронецкий Петр Михайлович,
доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин
Северного филиала
Российской правовой академии
Министерства юстиции РФ

Российское государство, гарантируя в своем законодательстве защиту прав человека, предлагает определенную систему средств защиты указанных прав. По сути, защита прав человека в России подразделяется на самозащиту, общественную защиту, государственную защиту и международную защиту. Профсоюз входит в систему гарантий общественной защиты прав, и далее представляется целесообразным рассказать о деятельности профсоюза в сфере защиты прав человека.

Существование и функционирование профсоюзов крайне важно для российского государства. Подтверждением тому являются нормы Конституции РФ и ряда международных договоров. Например, в статье 10 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 года говорится, что государства-участники заявляют о своем обязательстве обеспечивать, чтобы отдельным лицам было разрешено осуществлять право на ассоциацию, включая право создавать, присоединяться и эффективно участвовать в деятельности неправительственных организаций, которые стремятся поощрять и защищать права человека и основные свободы, включая профсоюзы и группы по наблюдению за соблюдением прав человека.

Гарантии свободного создания профсоюзов можно найти и в других международных договорах, участниками которых является Россия. В частности, в статье 22 Международного пакта о гражданских и политических правах и в статье 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод, участницей которой Россия является с 1998 года, запрещает дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности к профсоюзам. То есть, государство и работодатель обязаны исполнять данные нормы, гарантируя свободу деятельности профсоюза и ограничивая ее исключительно в случаях безопасности, но никак не в интересах работодателя, явно заинтересованного в том, чтобы первичной профсоюзной организации на предприятии не существовало.

Федеральный закон от 12 января 1996 года "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" дает определение профсоюза. Это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

То есть, уже исходя из определения, можно сделать вывод о том, что защита прав человека это одна из основных функций профсоюза. И также нужно отметить, что предоставление профсоюзами каких-либо социальных льгот своим членам это далеко не основная задача профсоюза. Скорее, это некий пережиток социалистического государства. Исторически профсоюз сложился именно как средство борьбы за права человека в сфере труда, но никак не средство для предоставления льгот. Подтверждение этому факту можно найти уже в первых положениях Трудового Кодекса РФ:

«Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях, а также в отношениях по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, а также обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.»

            Далее более подробно следует рассмотреть задачи, которые законодатель ставит перед профсоюзами.

            1) Профсоюзы представляют и защищают права и интересы своих членов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.

            Итак, функция защиты прав работника стоит для профсоюза на первом месте. Но следует отметить, что защита может быть эффективна только в том случае, если человек, чьи права нарушены, состоит в профсоюзе. Профсоюз вправе отказать в представительстве лицам, не состоящем в нем. Поэтому вступление в профсоюз для работника крайне желательно.

Профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При принятии решения о сокращении численности или штата работников организации (индивидуального предпринимателя) и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в случае сокращения численности или штата работников организации (индивидуального предпринимателя) работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 ТК РФ (случаи сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя; несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации; неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание) производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 ТК РФ с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме.

В случае, если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд.

2) Профсоюзы обладают рядом прав в области содействия занятости. В частности, ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза. То есть, профсоюз обладает весомыми полномочиями в области сохранения рабочего места.

3) Немаловажное значение на предприятии имеет коллективный договор. И профсоюзы также принимают весомое участие в его разработке и заключении. Плюс ко всему профсоюзы вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений.

В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора профсоюзы и их органы вправе направлять представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок.

Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников. Здесь профсоюзы будут руководствоваться федеральным законом от 19 июня 2004 года "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

4) Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами.

Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

Профсоюзные инспектора труда вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения.

Здесь следует отметить, что работодатель не имеет права препятствовать профсоюзу в осуществлении контроля за соблюдением законодательства о труде.

5) Профсоюзы также обладают полномочиями в области охраны труда и окружающей среды.

Они осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей среды через свои органы, уполномоченных лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве, защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве, возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве.

В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспектора по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.

При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспектора по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда.

6) Профсоюзы обладают рядом прав в социальной сфере, но опять нужно подчеркнуть, что указанные права не являются основными для профсоюза.

Профсоюзы осуществляют организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей. Размеры средств на эти цели определяются органом управления (правлением) Фонда социального страхования Российской Федерации по представлению соответствующих профсоюзов.

Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере.

Гарантии деятельности профсоюзов – это условия и средства, без которых профсоюз не сможет выполнять свои задачи. К таким гарантиям относятся:

1) Право профсоюзов на информацию.

Для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам, включая право на доступ к нормативным актам. То есть, профсоюз вправе потребовать от работодателя практически любую информацию.

И наоборот, в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина работодатель и его представители при обработке персональных данных работника не имеют права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности.

2) Имущественные гарантии.

Профсоюзы пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом, в том числе денежными средствами, необходимыми для выполнения своих уставных целей и задач, владеют и пользуются переданным им в установленном порядке в их хозяйственное ведение иным имуществом. Финансовый контроль за средствами профсоюзов органами исполнительной власти не осуществляется, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности. Ограничение независимой финансовой деятельности профсоюзов не допускается. Имущество профсоюзов может быть отчуждено только по решению суда.

Источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами, положениями о первичных профсоюзных организациях.

В собственности профсоюзов могут находиться земельные участки, здания, строения, сооружения, санаторно-курортные, туристические, спортивные, другие оздоровительные учреждения, культурно-просветительные, научные и образовательные учреждения, жилищный фонд, организации, в том числе издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов.

Работодатель предоставляет профсоюзам, действующим в организации, в бесплатное пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с коллективным договором, соглашением.

При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно и бесплатно перечисляет на счет профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением. Работодатель не вправе задерживать перечисление указанных средств.

3) Законом предусмотрены гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы.

Например, привлечение к дисциплинарной ответственности уполномоченных профсоюза по охране труда и представителей профсоюза в создаваемых в организации совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, перевод их на другую работу или увольнение по инициативе работодателя допускаются только с предварительного согласия профсоюзного органа в первичной профсоюзной организации.

Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, уполномоченные профсоюза по охране труда, представители профсоюза в создаваемых в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда освобождаются от основной работы для выполнения профсоюзных обязанностей в интересах коллектива работников, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от основной работы и порядок оплаты времени выполнения профсоюзных обязанностей и времени учебы указанных лиц определяются коллективным договором, соглашением.

Профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя работа, а при ее отсутствии - другая равноценная работа в той же или с согласия работника в другой организации. При невозможности предоставления соответствующей работы по прежнему месту работы в случае реорганизации организации работодатель или его правопреемник, а в случае ликвидации организации профсоюз сохраняют за освобожденным профсоюзным работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года.

Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж.

Наконец, увольнение по инициативе работодателя работников, являвшихся членами профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания срока их полномочий, кроме случаев ликвидации организации или совершения работником действий, за которые федеральным законом предусмотрено увольнение.

Вышеуказанные гарантии должны способствовать оптимальному функционированию профсоюза.

В заключение еще раз нужно отметить, что профсоюз призван и всегда был призван в первую очередь отстаивать права работников, которым рекомендуется в данный профсоюз вступить и тем самым усилить собственное положение в отношениях с работодателем.

Наверх