Петрозаводский городской суд завершил сегодня слушание дела, в рамках которого республиканский профсоюз государственных учреждений и общественного обслуживания судится с Союзом организаций профсоюзов Карелии, требуя отмены предвыборного соглашения между профсоюзными организациями Карелии и Карельским региональным отделением КПРФ.
25 мая с. г. президиум Союза профсоюзов Карелии заключил соглашение с республиканской организацией коммунистов, которым объявлялось, что две общественные организации – партийная и профсоюзная – идут вместе на выборы в органы представительной власти. Сам текст соглашения был в общем-то декларативным и лишь одним своим пунктом представлялся предельно конкретным, а именно: в нём записано было, что Карельский реском КПРФ берёт на себя обязательство включить председателя Союза профсоюзных организаций Карелии Илью Косенкова в головную часть партийного списка КПРФ на выборах в Законодательное собрание республики. По сути, это означало, что коммунисты вручали Косенкову депутатский мандат Заксобрания, так как возникала большая вероятность того, что троих-то кандидатов в депутаты КРО КПРФ сможет провести по партийным спискам в парламент (а это и есть головная тройка, куда включили Косенкова).
В принятом президиумом Профсоюзов Карелии соглашении с компартией (естественно, о республиканском отделении КПРФ речь ведём) членам профсоюзных организаций рекомендовалось поддержать коммунистических кандидатов во время выборов в парламент Карелии. Ещё при обсуждении данного вопроса на заседании президиума прозвучало предупреждение от одного из участников разговора, что принимать такой документ нельзя, так как подобные решения правомочен принимать только совет Профсоюзов Карелии. Эта позиция была проигнорирована и четверо руководителей членских организаций от имени 24 (!) организаций – из которых, к слову, мало кто и знал о происходившем — заключили предвыборное соглашение с КРО КПРФ.
Даже юридически малограмотный человек мог понять, что подписанное соглашение изначально носило противоправный характер, поскольку оно противоречило уставам и Профсоюзов Карелии и Федерации независимых профсоюзов России. Что, похоже, инициаторов подписания соглашения — профсоюзного руководителя И. Косенкова и первого секретаря рескома КПРФ Е. Ульянова – мало заботило. Им важна была информационно-пропагандистская составляющая произошедшего, сам публичный акт, демонстрирующий, что профсоюзы идут на парламентские выборы вместе с КПРФ. И в принципе они верно рассчитали, что объявление ими факта создания такого предвыборного союза прозвучит весомо и убедительно. Организация, защищающая права трудящихся (профсоюз), соединялась с политической партией ради успеха на парламентских выборах. Это был хороший агитационный приём. Сложно сказать, что в реальности он бы принёс КПРФ по итогам голосования на парламентских выборах (а теперь этого и не проверить), но точно давал многоразовый информационный повод говорить о спайке компартии с организацией, защищающей трудовые права граждан.
И такая информационная работа, надо сказать, хорошо была исполнена на ресурсах контролируемых КРО КПРФ (газета «Ленинская правда») и находящихся в деловых отношениях с компартией (сайт «Столица на Онего»).
По нашему мнению, практической предвыборной пользы мало было в соглашении для КПРФ. В Профсоюзах Карелии нет дисциплины общественно-политического участия в выборах и потому никого из членов профсоюзных организаций (а их под шестьдесят тысяч насчитывается) невозможно было понудить голосовать за тот или иной список избирательного объединения. И надо бы Косенкову с Ульяновым сообразить, когда в профсоюзах начался бунт против предвыборного союза с коммунистами, что наметившийся конфликт целесообразнее не обострять, а купировать, скажем, выполнив требования наиболее активных противников соглашения (о профсоюзе работников государственных учреждений и общественного обслуживания речь ведём, который в итоге и пошёл в суд в качестве истца). Если б Косенков, сообразив что бить его будут больно, но аккуратно, успел выполнить требование профсоюза госучреждений, исключив его из числа организаций желающих идти на выборы с коммунистами, то возможно нынешнего позора он бы избежал. Не исполнив малого — о чём бы никто и не узнал за стенами Дома профсоюзов, — он по самые уши завяз в скандале, который в принципе выиграть уже не мог, так как лично участвовал в нарушении устава собственной профсоюзной организации.
Но всё стало развиваться самым наихудшим образом для Косенкова, а значит и для его предвыборных партнёров из КПРФ, которых он втравил в скандал. Начался судебный процесс.
Догадываясь чем завершится для них судебное заседание два юридических лица — Союз организаций профсоюзов Карелии и Карельское отделение КПРФ — решили обхитрить судью, попросив отложить рассмотрение проигрышного для них дела на послевыборный период, когда нужда в агитационном соглашении отпадала. После 18 сентября никакой практической пользы ни Косенков, ни Ульянов уже не искали в майских предвыборных договорённостях. Факт незаконности заключённого ими соглашения уже не беспокоил бы их, документ своё дело сделал, изобразив в СМИ политическое братание профсоюзов с компартией. Поэтому-то Косенков от лица Союза профсоюзов и Ульянов от КРО КПРФ и просили суд отложить заседание на любую дату после 18 сентября, ссылаясь на свою предвыборную занятость.
Категорически против этого возражала в судебном заседании председатель профсоюзов госучреждений Ирина Титова (она выступала в качестве стороны истца), говоря о том, что нельзя множить ложь, бесконечно рассказывая в СМИ о действующем соглашении между профсоюзными организациями республики и компартией, тем самым вводя в заблуждение избирателей, кто-то из которых мог действительно поверить Косенкову с Ульяновым, распространявшим информацию несоответствующую действительности. Потому что на самом деле нет никакого законно принятого соглашения республиканского Союза организаций профсоюзов с компартией, а есть какой-то частный договор между Косенковым и рескомом КПРФ. Судья Кирилл Кипятков согласился с этими аргументами, произнеся, что в ответчиках ходят юридические лица, имеющие возможность направить своих представителей в судебное заседание. То есть очевидная уловка отложить слушание дела до завершения избирательной кампании не удалась у Косенкова с Ульяновым.
Судебное заседание прошло без них и их представителей, но с участием свидетелей со стороны Союза организаций профсоюзов Карелии, которые в своих выступлениях настаивали на том, что был нарушен устав организации, поскольку президиум не имел права принимать решение за совет Союза, подменяя его и тем посягая на его права. Члены совета Профсоюзов Карелии – а это, напомним, 24 членских организации — вопроса о заключении предвыборного соглашения с КПРФ не обсуждали, решения такого не принимали. На вопрос К. Кипяткова: делегировались ли членами совета Союза полномочия по заключению соглашения президиуму, — ответ председателей профсоюзных организаций работников здравоохранения Ирины Смирновой и автотранспорта и дорожного хозяйства Сергея Соловьева, был отрицательным.
Скорее всего, не случайно председатель Союза организаций профсоюзов Карелии И. Косенков подтолкнул своих коллег по президиуму к нарушению устава и ввёл в заблуждение ещё и руководство Карельской организации КПРФ, он, надо думать, понимал что лично ему этот трюк даёт – пропуск в список кандидатов в депутаты Законодательного собрания от избирательного объединения КПРФ. Он ведь не предполагал, что такой шум поднимется.
Судья К. Кипятков, выслушав аргументы и исследовав документы, удовлетворил исковые требования профсоюза государственных учреждений. Постановление президиума Союза организаций профсоюзов Карелии «О соглашении между Союзом организаций профсоюзов в Республике Карелия и Карельским республиканским отделением Коммунистической партии Российской Федерации» признано недействительным. Ответчики данную информацию должны будут обнародовать и кроме того выплатить истцу 6 тысяч рублей в качестве возмещения расходов на оплату государственной пошлины.
Политический трюк Косенкова с Ульяновым лопнул, пострадали в результате которого все. Избирателей Карелии держали за идиотов, подсовывая им фальшивое соглашение. И кто это делал? «Народная команда» КПРФ. Хороши заступники, желавшие такими негодными методами в парламент Карелии пробраться. То есть и авторитет коммунистов пострадал из-за предвыборных манипуляций первого секретаря рескома КПРФ Е. Ульянова.
Пострадал и автор «идеи» Косенков, и может быть даже больше других. В предвыборный партийный список он теперь точно не попадает (это уже другая судебная история, но в которой он тоже сам себя перехитрил), в одномандатном избирательном округе, где он пока ещё остаётся кандидатом в депутаты Заксобрания, ему точно не выиграть, а скорее всего его и тут снимут с выборов, потому как доказательная база уже устояла в Верховном суде России. В Союзе профсоюзов Карелии он вошёл в острейший клинч с руководителями членских организаций, которые просто не захотят больше иметь с ним дел, и станут настаивать на досрочном проведении отчётно-выборной конференции и переизбрании его с председательской должности. В руководстве ФНПР вольное обращение Косенкова с профсоюзной конституцией (с уставом) лишило и здесь его поддержки. Никуда не делась угроза следственных действий в отношении руководителя Профсоюзов Карелии Косенкова, подозреваемого, напомним, в не аккуратном обращении с деньгами и имуществом профсоюзной организации (куда эта кривая вывезет, не угадать сейчас). Коммунисты возможно какую-то работу могут предложить И. Косенкову в партии, скажем, стать помощником депутата Госдумы, хотя тут тоже всё под большим вопросом, потому что Е. Ульянову надо о ближнем круге партийных товарищей думать. Косенков был интересен рескому компартии пока представлял Профсоюз Карелии, просто гражданин Косенков тоже, конечно, может с партией сотрудничать, но уже не сможет требовать к себе особо отношения (как ни с того ни с чего включён был Косенков в проходную часть предвыборного парламентского списка КРО КПРФ, и понятно, что только из-за своего руководящего должностного статуса).
В общем, кругом всё плохо для Косенкова. А потому, не исключено, будет он просить прощения и каяться, что бес его попутал с этим предвыборным «коммунистическим проектом».
За неделю до дня голосования Косенков своим провалом буквально валит с ног республиканскую организацию КПРФ, потому что теперь каждый избиратель Карелии узнает, что Косенков с Ульяновым дурили его. И как после этого верить лозунгам коммунистических листовок, как верить кандидату в депутаты Госдумы Б. Кашину, который много сделал, чтобы в предвыборный трюк уверовали жители республики? Теперь коммунистическим кандидатам побеждать на выборах проще, дистанцируясь от КПРФ. Придумали на свою голову соглашение о единой предвыборной колонне республиканских коммунистов с Профсоюзами Карелии. И ничего уже изменить нельзя. Есть решение суда, где чёрным по белому написано, что соглашение липовое. Не так дословно, естественно, написано, но смысл корректно юридически сформулированного судебного решения именно такой. В общем, поймали на вранье.
Анатолий Цыганков