План работы ЦК Профсоюза на 2016 год был ориентирован на выполнение решений X Съезда Профсоюза, утвержденной им Программы действий Профсоюза по защите социально-трудовых прав и законных интересов членов Профсоюза в 2015-2020 годах.
Все намеченные планом мероприятия, за исключением Всероссийского семинара-совещания представителей профсоюзных организаций системы МЧС России с участием руководства Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, реализованы. В установленные сроки проведены заседания Центрального комитета, Президиума Профсоюза, постоянных комиссий и Молодежного совета ЦК Профсоюза, на которых рассмотрены все плановые вопросы.
Дополнительно к плану 15 июня 2016 года было проведено III заседание ЦК Профсоюза с повесткой дня:
1.Организационные вопросы.
2.Об Инструкции по проведению выборов в органы Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ его организаций.
3.О занесении в Книгу Почета Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Р.Ф.
4.О 100-летии Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ.
Работа по выполнению основных направлений Программы действий Профсоюза в 2016 году
1.Защита социально-трудовых прав и законных интересов членов Профсоюза
Работа по выполнению Плана ЦК Профсоюза проводилась по всем основным направлениям раздела 1 Программы действий Профсоюза на 2015-2020 годы.
На заседание ЦК Профсоюза подготовлен вопрос:
1.О практике выполнения Отраслевого соглашения по органам, организациям, подразделениям Министерства внутренних дел РФ на 2015-2017 годы представителями нанимателя (работодателями) территориальных органов и организаций системы МВД России.
На заседании Президиума Профсоюза рассмотрены вопросы:
1.Итоги выполнения отраслевых соглашений между Профсоюзом, федеральными органами исполнительной власти и другими федеральными органами, коллективного договора по ФГУП «Охрана» МВД России в 2015 году и о задачах по развитию социального партнерства на федеральном уровне в 2016 году.
2. Основные статистические показатели проведения колдоговорной кампании Профсоюза за 2015 год.
3.О представителях Профсоюза в составы отраслевых комиссий по регулированию социально-трудовых отношений с федеральными органами государственной власти и другими органами на федеральном уровне.
4. О порядке и формах отчетности Профсоюза по итогам коллективно-договорной кампании.
Работа с комитетами Профсоюза:
1.В рамках подготовки информации на декабрьское заседание ЦК Профсоюза по вопросу: О практике выполнения Отраслевого соглашения по органам, организациям, подразделениям Министерства внутренних дел РФ на 2015-2017 годы представителями нанимателя (работодателями) территориальных органов и организаций системы МВД России изучена практика работы 7 федеральных округов(12 субъектов РФ): Центральный регион: Владимирская, Калужская области; Волго-Вятский регион: Республика Мордовия; Северо-Кавказский регион: Республика Адыгея и Кабардино-Балкария, Краснодарский край, Ростовская область; Уральский регион: Курганская и Тюменская области; Западно-Сибирский регион: Омская область; Восточно-Сибирский регион: Республика Бурятия; Дальневосточный регион: Республика Саха (Якутия).
2.Подготовлен и проведен для членов Центрального комитета Профсоюза семинар-совещание на тему: Защита интересов членов Профсоюза региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза в составе трехсторонних комиссий в субъектах РФ по регулированию социально-трудовых отношений.
3.Подготовлен семинар-совещание для членов Центрального комитета Профсоюза на темы:
-«Эффективные переговоры»;
-«Деловые письменные коммуникации»;
-«Законодательные требования по введению профессиональных стандартов. Новое в квалификационных требованиях к работнику в связи с введением профессиональных стандартов».
На заседаниях постоянной комиссии ЦК Профсоюза по социально-экономическим проблемам:
Рассмотрены вопросы: О практике работы Калужской и Тульской региональных организаций Профсоюза по контролю за выполнением работодателями отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне.
Взаимодействие с органами государственной власти и управления:
В настоящее время ЦК Профсоюза направлены руководителям соответствующих органов государственной власти и других федеральных органов предложения о заключении отраслевых соглашений на 2017-2019 годы:
-между Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ;
-между Общероссийским профессиональным союзом и Федеральной таможенной службой;
-между Генеральной прокуратурой РФ и Общероссийским профессиональным союзом;
- по организациям Федерального архивного агенства;
- по центральному аппарату, территориальным органам и подведомственным организациям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии;
-между Общероссийской общественно-государственной организацией «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» и Общероссийским профессиональным союзом;
-по федеральным государственным бюджетным и казенным учреждениям, находящимся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации:
-по учреждениям, органам уголовно-исполнительной системы и предприятиям Федеральной службы исполнения наказаний;
- по органам и организациям системы Федеральной налоговой службы.
Подготовлен и направлен проект Соглашения о взаимном сотрудничестве с Федеральной службой по труду и занятости.
В июле 2015 года Министерством труда и социальной защиты РФ был подготовлен проект федерального закона, предусматривающий увеличение пенсионного возраста для государственных и муниципальных служащих до 65 лет как мужчинам, так и женщинам. Предполагалось, что законопроект вступит в силу с 1 января 2016 года.
ЦК Профсоюза, при полной поддержке стороны РТК, представляющей общероссийские объединения профсоюзов, не поддержал проект федерального закона и счел невозможным рассмотрение и принятие рассмотрение и принятие подобных законопроектов, учитывая, что высшее руководство страны неоднократно заявляло о том, что Россия в настоящее время еще не готова к резкому повышению пенсионного возраста.
С целью продолжения начатой в ходе Х Съезда Профсоюза работы, в ноябре и декабре 2015 года были подготовлены и направлены обращения, как от ЦК Профсоюза, так и от региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, с просьбой учесть нашу позицию против принятия данного законопроекта, на имя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Нарышкина С.Е., Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Матвиенко В.И. и глав субъектов РФ.
15 декабря 2015 года ЦК Профсоюза обратился к Руководителям членских организаций ФНПР с просьбой не допустить принятие вышеуказанного законопроекта, поддержать инициативу Профсоюза и направить свои обращения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ и Совет Федерации Федерального Собрания РФ.
18 декабря 2015 года в Государственную Думу Федерального Собрания РФ был внесен проект Федерального закона в первом чтении N 918468-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части увеличения пенсионного возраста».
Комитет Государственной Думы по федеральному устройству и вопросам местного самоуправления счел возможным поддержать принятие в первом чтении проекта федерального закона N 918468-6 при условии его дальнейшей доработки с учетом замечаний.
В связи с большим количеством замечаний, поступивших в адрес проекта федерального закона N 918468-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» в Комитете Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления была создана рабочая группа в целях подготовки законопроекта ко второму чтению.
В состав рабочей группы вошел Председатель Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ Н.А.Водянов.
13 января 2016 года из Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления был получен ответ, что замечания, представленные нашим Профсоюзом, во многом схожи с замечаниями, изложенному в заключении, подготовленном Комитетом на указанный законопроект в рамках процедуры первого чтения. Заместителю Министра труда и социальной защиты РФ А.Н.Пудову поручено представить конструктивные предложения, направленные на снятие имеющихся замечаний.
11 апреля 2016 года в Комитете Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления состоялось заседание рабочей группы в целях подготовки ко второму чтению законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», под руководством Председателя Комитета В.Б.Кидаева.
Председатель Профсоюза Н.А.Водянов, выражая позицию членов Профсоюза, как и прежде, не поддержал проект федерального закона. Предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста в отношении государственных и муниципальных служащих наряду с установленными в отношении них ограничениями и запретами приведет к нивелированию социальных гарантий для этой категории граждан, так как:
1.подобные законопроект дискредитируют государственную службу как институт гражданского общества и нарушают конституционные права государственных гражданских служащих;
2. обоснованных экономических расчетов и методик расчетов по увеличению пенсионного возраста в отношении государственных и муниципальных служащих (мужчинам до 65 лет, женщинам до 63) до настоящего времени не представлено.
3. по данным Росстата за 2014 год средняя продолжительность жизни мужчин в России- 65,3 года;
4. высшее руководство страны неоднократно заявляло о том, что Российская федерация в настоящее время не готова к резкому повышению пенсионного возраста.
11 мая 2016 года после рассмотрения Государственной Думой Федерального Собрания РФ законопроекта в третьем чтении было принято решение одобрить закон – Постановление ГД N 8827-6 ГД.
23 мая 2016 года Президент РФ подписал Федеральный закон N 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан».
ЦК Профсоюза обратился в органы законодательной власти субъектов Российской Федерации с просьбой рассмотреть возможность внесения дополнений в региональное законодательство в части предоставления работникам противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) пенсии по старости, устанавливающейся по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет. Решение данной проблемы поможет устранить многолетнюю социальную несправедливость в отношении работников противопожарной службы субъектов Российской Федерации. Обращения направлены в 63 органа законодательной власти субъектов Российской Федерации. На все обращения получены ответы.
Результатом работы Профсоюза по указанному вопросу явилось:
1. В Мурманской области внесены изменения в статью 9 Закона Мурманской области от 09.07.2010 № 1255-01-ЗМО «О пожарной безопасности в Мурманской области», в части предоставления работникам Государственной противопожарной службы Мурманской области, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы области, по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет устанавливаются пенсии по старости, либо осуществляется компенсация пенсионных выплат в виде ежемесячной социальной выплаты. Порядок предоставления ежемесячной социальной выплаты работникам Государственной противопожарной службы Мурманской области определен Постановлением Мурманской области от 22.08.2016 № 407-ПП «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной социальной выплаты работникам Государственной противопожарной службы Мурманской области», которое вступает в силу с 1 января 2017 года.
2. В Нижегородской области Постановлением Правительства Нижегородской области от 06.10.2016 № 675 «Об утверждении порядка предоставления ежемесячной социальной выплаты работникам противопожарной службы Нижегородской области» с 1 января 2017 года установлена ежемесячная социальная выплата работникам противопожарной службы Нижегородской области.
3. Архангельское областное Собрание депутатов приняло постановление от 23.03.2016 г. № 1204 «О законодательной инициативе Архангельского областного Собрания депутатов по внесению проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением Совета Государственной Думы по проекту федерального закона № 1159344-6 «О внесении изменения в статью 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» ответственным по законопроекту назначен Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов и установлен срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – март 2017 года.
4. В Карачаево-Черкесской Республике принят закон от 01.07.2016 г.
№ 44-РЗ «О внесении изменения в статью 5 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О пожарной безопасности в Карачаево-Черкесской Республике», включив в него абзац следующего содержания: «В соответствии с Федеральным законом работникам противопожарной службы Карачаево-Черкесской Республики, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей противопожарной службы, утверждаемым Правительством Карачаево-Черкесской Республики, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в противопожарной службе не менее 25 лет».
В 4 субъектах Российской Федерации в настоящее время проводится работа над законопроектами по указанному вопросу (Республика Адыгея, Пермский край, Тамбовская, Ульяновская области).
В 23 ответах из органов законодательной власти субъектов Российской Федерации была поддержана наша инициатива, однако ввиду отсутствия финансовых возможностей, решение данного вопроса на уровне региона предоставляется затруднительным.
Приняли участие в работе:
- экспертных и рабочих групп Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и других федеральных органах исполнительной власти;
- постоянно действующих рабочих групп при Министерстве труда и социальной защите Российской Федерации;
- комиссии по аттестации педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подготовлены и направлены обращения:
- Председателю Правительства Российской Федерации по вопросу увеличения командировочных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, федеральным гражданским служащим и работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
- Председателю Правительства Российской Федерации о необходимости индексации заработной платы работников, не попавших под действие Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» («иные» категории работников бюджетной сферы и силовых ведомств: водители, диспетчеры, аналитики, лаборанты, документоведы, делопроизводители, работники пожарных частей и др.);
- Председателю Правительства Российской Федерации о расходном обязательстве Российской Федерации в виде ежегодного увеличения (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы.
В соответствии с обращениями ЦК Профсоюза получены разъяснения:
- Министерства финансов Российской Федерации о ведущейся работе по реформированию системы возмещения федеральным гражданским служащим суточных выплат;
- Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о проработке вопроса индексации заработной платы работников, не попавших под действие Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в рамках подготовки Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов»;
- Министерства финансов Российской о поэтапном совершенствовании системы оплаты труда гражданских служащих, начиная с увеличения фонда материального стимулирования гражданских служащих всех федеральных государственных органов, и последующими (2017-2018 годы) структурными преобразованиями фонда оплаты труда, такими как: внедрение новой системы оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих, которая позволит обеспечить увеличение размера гарантированных выплат, в частности, должностного оклада, в общей структуре денежного содержания государственных гражданских служащих.
Планом мероприятий («дорожная карта») по реализации Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2016 г. № 1919-р во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 11.08.2016 № 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы» предусмотрено завершение мероприятий по совершенствованию системы материального стимулирования гражданских служащих и структуры денежного содержания гражданских служащих, в том числе по увеличению гарантированной части их денежного содержания и доли выплат, обусловленных эффективностью их профессиональной служебной деятельности.
В отчетном периоде на основании положений отраслевых соглашений и коллективного договора по ФГУП «Охрана» МВД России рассматривались проекты нормативно-правовых, локальных нормативных актов органов государственной власти, других федеральных органов и ФГУП «Охрана» МВД России:
- проект Постановления Правительства Российской Федерации «Особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»;
- проект приказа ФГУП «Охрана» МВД России «О создании комиссий по трудовым спорам во ФГУП «Охрана» МВД России» (вместе с Инструкцией о работе комиссий ФГУП «Охрана» МВД России по трудовым спорам);
- проект приказа ФГУП «Охрана» МВД России «Об утверждении Типовых правил внутреннего трудового распорядка для работников филиалов ФГУП «Охрана» МВД России» и проект Типовых правил внутреннего трудового распорядка для работников филиалов ФГУП «Охрана» МВД России;
- проект приказа МВД России «О внесении изменений в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, при назначении на которые конкурс может не проводиться, утвержденной приказом МВД России от
8 декабря 2014 г. № 1085»;
- проект Указа Президента Российской Федерации «О внесении изменений в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента Российской от 31 декабря 2005 г. № 1574, и в Указ Президента Российской от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих»;
- проект приказа «Об утверждении Положения об оплате труда работников федеральных казенных учреждений медико-социальной экспертизы, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации»;
- проекта приказа «О выплатах стимулирующего характера работникам федерального государственного бюджетного учреждения «Авиационно-спасательная компания МЧС России», утвержденный приказом МЧС России от 11.01.2016 № 2»;
- проект приказа «О системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России», утвержденный приказом МЧС России от 28.12.2015 № 700;
- проект приказа «О зачете в выслугу лет отдельным категориям работников учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, период работы для установления ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет», утвержденный приказом МЧС России от 22.12.2015 № 678.
В целях выполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», в течение года рассматривались проекты профессиональных стандартов:
- специалист по занятости населения;
- социальный педагог;
- специалист по организации назначения и осуществления страховых выплат в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;
- специалист по организации назначения и выплаты пенсии;
- специалист по организации и установлению выплат социального характера;
- специалист по организации администрирования страховых взносов;
- руководитель учреждения медико-социальной экспертизы;
- специалист по медико-социальной экспертизе;
- специалист по уходу за пожилыми людьми;
- специалист по организации персонифицированного учета пенсионных прав застрахованных лиц;
- водолаз;
- спасатель.
В рамках работы с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений:
1) В Секретариат РТК:
1.1. Подготовлены и направлены предложения в план первоочередных мероприятий Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на 2016 год по реализации мероприятий Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы:
- о государственном контроле на федеральном уровне регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий, предельных цен и тарифов на товары и услуги жилищно-коммунального хозяйства, а также о социальных последствиях проведения реформ в сфере естественных монополий и в жилищно-коммунальном хозяйстве, о мерах по адресной социальной поддержке низкодоходных групп населения;
- о повышении уровня реального содержания заработной платы работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, окладов федеральных государственных гражданских служащих;
- о разработке нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, направленного на развитие социального партнерства и института отраслевых объединений работодателей;
- о мониторинге законопроекта, регулирующего вопросы проведения независимой оценки профессиональных квалификаций работников;
- о проведении экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации;
- о предложениях по учету расходов на основе коллективных договоров на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу при формировании объемов бюджетных ассигнований, направляемых на обеспечение функций федеральных органов исполнительной власти и на финансовое обеспечение государственного задания, устанавливаемого федеральным государственным учреждениям;
- о разработке механизма выделения средств из федерального бюджета на реализацию дополнительных социальных льгот и гарантий, предусматриваемых в отраслевых соглашениях, заключаемых на федеральном уровне, по федеральным бюджетным, казенным учреждениям отраслей бюджетной сферы.
1.2. Направлена информация по выполнению в первом полугодии 2016 года Единого плана первоочередных мероприятий Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по реализации мероприятий Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы, по разделам «Развитие рынка труда и содействие занятости населения» и «Социальное партнерство и координация действий Сторон Соглашения», в рамках работы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
2) В Федерацию Независимых Профсоюзов России:
1. Подготовлены и направлены предложения по вопросу прохождения работниками диспансеризации:
· В п. 5 ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» слова «..отпускать работников для их прохождения.» заменить на «…освобождать работников от работы для их прохождения с сохранением места работы (должности) и среднего заработка».
В целях создания условий для прохождения работниками диспансеризации работодатель, с учетом мнения соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов, имеет право вводить режим гибкого рабочего времени (ст. 102 Трудового кодекса Российской Федерации).
· Разработать форму документов, подтверждающих факт прохождения диспансеризации и выдаваемых работникам для предъявления по месту работы, порядка учёта этого времени работодателями.
2. Ежемесячно предоставлялись сведения о ситуации на рынке труда в разрезе регионов.
Работа с письмами и обращениями, поступающими в адрес ЦК Профсоюза. Выполнение отдельных поручений Председателя Профсоюза.
Все намеченные Планом ЦК Профсоюза мероприятия в целом реализованы. В установленные сроки проведены заседания Центрального комитета, Президиума и постоянных комиссий ЦК Профсоюза, на которых рассмотрены все запланированные вопросы.
Планом было предусмотрено проведение Всероссийского семинара-совещания представителей профсоюзных организаций системы МЧС России с участием руководства Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который был перенесен на 2017 год на основании письма МЧС России от 30.03.2016 № 43-1543-4 в котором сообщалось, что в связи со сложившейся экономической ситуацией и в целях оптимизации финансовых средств принято решение о переносе даты проведения семинара-совещания на 2017 год.
2. Правозащитная работа
В соответствии с планом работы ЦК Профсоюза на 2016 год юридическим отделом ЦК Профсоюза была обобщена и изучена практика правозащитной работы региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза за 2015 год в части реализации Программы действий Профсоюза в 2015-2020 гг.
20 апреля 2016 года на заседании Президиума Профсоюза при рассмотрении статистических показателей правозащитной работы региональных (межрегиональной) организаций Профсоюза за 2015 год был отмечен высокий уровень ведения правозащитной работы Воронежской, Кемеровской, Курганской, Московской, Нижегородской, Оренбургской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Тамбовской областными; Алтайской, Забайкальской, Ставропольской, Краснодарской краевыми; Бурятской, Татарстанской, Башкортостанской республиканскими; Московской городской, а также Межрегиональной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организациями Профсоюза.
На заседании Президиума Профсоюза 7 декабря 2016 года также в соответствии с планом работы ЦК Профсоюза изучена и рассмотрена практика правозащитной работы Астраханской и Курской областных организаций Профсоюза. Отмечен удовлетворительный уровень реализации вышеназванными организациями правозащитных функций Профсоюза.
В течение года Юридический отдел ЦК Профсоюза наряду с отделом социально-трудовых отношений и социального партнерства и другими отделами ЦК Профсоюза принимал участие в рассмотрении проектов нормативных правовых, локальных нормативных и других актов федеральных органов государственной власти, иных федеральных органов, ФГУП «Охрана» МВД России и др.
Юридический отдел ЦК Профсоюза также принял участие в подготовке проектов следующих отраслевых соглашений:
- между Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации;
- между Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и Федеральной таможенной службой;
- между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации;
- по организациям Федерального архивного агентства;
- по центральному аппарату, территориальным органам и подведомственным организациям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии;
- между Общероссийской общественно-государственной организацией «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» и Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации;
- по федеральным государственным бюджетным и казенным учреждениям, находящимся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;
- по учреждениям, органам уголовно-исполнительной системы и предприятиям Федеральной службы исполнения наказаний.
С 3 по 7 октября 2016 года в г. Санкт-Петербурге Центральным комитетом Профсоюза совместно с Зональным учебно-методическим центром профсоюзов Санкт-Петербурга (ЗУМЦ) с целью повышения квалификации и обмена опытом работы был проведён Семинар-совещание правовых и технических инспекторов труда Профсоюза. В ходе семинара были освещены актуальные вопросы, касающиеся применения норм трудового законодательства, законодательства о прохождении государственной гражданской службы, кроме того, участникам была предоставлена возможность подробно ознакомиться с работой правовой и технической инспекций труда Профсоюза в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области. На семинаре-совещании с лекциями и докладами выступили представители Профсоюза, Конституционного суда Российской Федерации, Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга и др.
В течение 2016 года в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений были подготовлены и направлены предложения Профсоюза по внесению изменений и дополнений в ряд проектов Федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
На протяжении всего года осуществлялось устное консультирование комитетов региональных (межрегиональных) организаций и членов Профсоюза, направлялись разъяснения в письменной форме (в том числе по электронной почте) по уставным вопросам, а также вопросам трудового и регулирующего прохождение государственной службы законодательства.
3. Охрана труда и здоровья
В соответствии с планом работы ЦК Профсоюза на 2016 год отделом охраны труда и здоровья подготовлены вопросы на:
1. Заседание ЦК Профсоюза:
- об итогах выполнения плана работы Центрального комитета Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации в 2016 году.
2. Заседания Президиума Профсоюза:
- итоги выполнения отраслевых соглашений между Профсоюзом, федеральными органами исполнительной власти и другими федеральными органами, коллективного договора по ФГУП «Охрана» МВД России в 2015 году и о задачах по развитию социального партнерства на федеральном уровне в 2016 году
- основные статистические показатели деятельности организаций Профсоюза за 2015год.
- о практике работы технических инспекторов труда Ростовской и Татарстанской региональных организаций Профсоюза по осуществлению контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений.
3. Заседания Постоянной комиссии ЦК Профсоюза по охране труда и здоровья:
- о практике работы Бурятской и Забайкальской региональных организаций Профсоюза по контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также за выполнением условий отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне, и коллективных договоров на основе развития социального партнерства.
- об итогах работы региональных (межрегиональных) комитетов профсоюза по охране в 2015 году.
- о подготовке плана работы Центрального комитета Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации в 2017 году.
- о подготовке и утверждении плана работы Постоянной комиссии ЦК Профсоюза по охране труда и здоровья на 2017 год.
В 2016 году Комитетам Профсоюза оказывалась помощь в осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением работодателями (представителями нанимателя) требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.
Технические инспектора труда принимали участие в работе экспертных и рабочих групп Российской трехсторонней комиссии, в т.ч. Комиссии по защите трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности.
С 3 по 7 октября 2016 года в г. Санкт-Петербурге Центральным комитетом Профсоюза совместно с Зональным учебно-методическим центром профсоюзов Санкт-Петербурга (ЗУМЦ) с целью повышения квалификации и обмена опытом работы был проведён Семинар-совещание правовых и технических инспекторов труда Профсоюза. В ходе семинара были освещены актуальные вопросы, касающиеся применения норм трудового законодательства, законодательства о прохождении государственной гражданской службы, кроме того, участникам была предоставлена возможность подробно ознакомиться с работой правовой и технической инспекций труда Профсоюза в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области. На семинаре-совещании с лекциями и докладами выступили представители Профсоюза, Конституционного суда Российской Федерации, Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга и др.
В течение года отдел охраны труда и здоровья ЦК Профсоюза наряду с отделом социально-трудовых отношений и социального партнерства, юридическим отделом, другими отделами ЦК Профсоюза принимал участие в рассмотрении проектов нормативных правовых, локальных нормативных и других актов федеральных органов государственной власти, иных федеральных органов, ФГУП «Охрана» МВД России и др.
4. Организационное укрепление
На заседании Президиума Профсоюза были рассмотрены основные статистические показатели организационной работы Профсоюза (постановление Президиума Профсоюза от 20 апреля 2016 года №2-2-1).
По отчетам комитетов региональных организаций на 01 января 2016 года профессиональный союз объединял 973718 (99,7% к 2014г.) человек.
За 2015 год численность Профсоюза сократилась на 20296 человека (2,04% к 2014г.).
В 2015 году принято в члены Профсоюза 69068 работающих (на 3,3 % больше, чем в 2014 году) и 8796 учащихся (на 13,7 % меньше, чем в 2014 году). В 2015 году вышли из Профсоюза по собственному желанию – 15132 человека, исключенных из Профсоюза за нарушение Устава нет.
В 2015 году произошли изменения в организационной структуре Профсоюза: в его составе 1054 территориальных и 18714 первичных профсоюзных организаций.
- вновь создано 804 (808 - в 2014г.) первичных, 3 (4 - в 2014г.) территориальных организаций;
- ликвидированы 93 территориальные организации Профсоюза вследствие перевода организаций на прямое кассовое обслуживание в региональные (межрегиональные) комитеты Профсоюза, что способствует оптимизации структуры Профсоюза.
Задача сохранения и увеличения численности членов Профсоюза большинством региональных организаций остается невыполненной.
В 2015 году комитеты 39 региональных организаций сохранили и увеличили численность членов Профсоюза (в 2014г. – 56).
При подведении итогов работы региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза за достижение лучших результатов по организационному укреплению Профсоюза в части увеличения численности членов Профсоюза в 2015 году комитетам Адыгейской (Дзеньдзюк М.Е.), Воронежской (Кузнецова Т.М.), Кабардино-Балкарской (Бакова Ф.О.), Калужской (Александров И.Н.), Межрегиональной Крымской республиканской и г.Севастополя (Сазонов В.В.), Пермской (Ишимова О.И.), Тамбовской (Рачков В.В.), Татарстанской (Калашникова О.А.), Тувинской (Седип-оол Ч.К.), Ульяновской (Тенев Г.Т.), Чеченской (Мадиев Р.З.) организаций Профсоюза объявлена Благодарность Президиума Профсоюза.
Президиум Профсоюза отметил основные причины, влияющие на сокращение численности членов Профсоюза:
- продолжающаяся административная реформа органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- кадровые перестановки, смена руководителей всех уровней власти;
- текучесть кадров в связи с малой оплатой труда;
- низкая информационно-агитационная работа в организациях Профсоюза.
На заседаниях Президиума Профсоюза 15.06.2016 и 07.12.2016 рассмотрен вопрос о работе Архангельской, Калининградской и Приморской региональных организаций Профсоюза по организационному укреплению Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации – перспективы развития.
Дополнительно рассмотрены на заседаниях Президиума Профсоюза следующие вопросы:
- О направлении на учебу, подтверждении и продлении квоты студентам высших учебных заведений, обучающимся по квоте ФНПР (20.04.2016);
- Об учреждении Диплома Центрального комитета Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации;
- Об участии и итогах участия организаций Профсоюза в первомайской и октябрьской акциях профсоюзов в 2016 году (28.03.2016, 15.06.2016, 20.09.2016, 07.12.2016);
- Об участии и итогах проведения Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации фотоконкурса «Профсоюзы и общество» (28.03.2016, 15.06.2016);
- О занесении в Книгу Почета Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации Моисеева А.В., Сафина И.В., Тужилина В.И., Рожкова Ю.Н. (15.06.2016, 07.12.2016);
- Об освобождении Сазонова В.В. от обязанностей представителя Центрального комитета Профсоюза в Крымском федеральном округе (14.09.2016);
- Об изменениях в форме № 11 сводной статистической отчетности «Численность членов Профсоюза, количество организаций и профорганов по министерствам, ведомствам» (14.09.2016);
- Об учреждении Юбилейной медали «100 лет Общероссийскому профессиональному союзу работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации» (07.12.2016)
- О конкурсе на лучший агитационный плакат о деятельности Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации (07.12.2016);
- О внесении изменений в Положение о стажировке вновь избранных председателей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза и Положение о региональном Совете председателей организаций Профсоюза (07.12.2016).
На заседаниях постоянной комиссии ЦК Профсоюза по организационной работе, кадровой политике и работе с молодежью заслушаны вопросы:
- О практике работы по организационному укреплению Волгоградской областной организации Профсоюза (15.06.2016);
- Об итогах работы региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза по организационному укреплению в 2015 году (15.06.2016);
- О практике работы Иркутской областной организации Профсоюза по реализации Программы действий Профсоюза (07.12.2016);
- О проектах материалов III и IV заседания ЦК Профсоюза (15.06.2016, 07.12.2016);
- О выполнении плана работы Комиссии за 2016 год и о плане работы Комиссии на 2017 год (07.12.2016);
- О предложениях Поволжского регионального Совета председателей Профсоюза в Положение о стажировке вновь избранных председателей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза и Положение о региональных Советах председателей организаций Профсоюза (07.12.2016).
В течение года в установленные сроки проведено 11 региональных семинаров-совещаний профсоюзных кадров и актива с обсуждением на них вопросов организации работы по выполнению решений Х Съезда Общероссийского Профсоюза. В их работе принимали участие Председатель Профсоюза Н.А. Водянова, заместители Председателя Профсоюза О.В. Шелобанова и С.Т. Уваров. Общее количество участников семинаров-совещаний составило более 800 человек.
Приняли участие во Всероссийском фотоконкурсе ФНПР «Профсоюзы и общество», по итогам которого специальными дипломами ФНПР награждены два представителя Профсоюза.
Назначены 72 стипендии Профсоюза студентам и учащимся ведомственных образовательных учреждений, утвержденным постановлением Президиума Профсоюза 03 декабря 2015 года № 1-5, за активное участие в профсоюзной работе, общественной жизни учебного заведения и успешное (на «хорошо» и «отлично») завершение зимней (постановление Президиума Профсоюза от 20.04.2016 г. №2-7) и весенней (постановление Президиума Профсоюза от 14.09.2016 г. №4-4) экзаменационных сессий.
Продлены квоты ФНПР для обучения в Академии труда и социальных отношений для 2 человек (получения первого высшего, обучение в аспирантуре). Выделены 3 квоты ФНПР для обучения в аспирантуре Академии труда и социальных отношений, и одного человека в ее Кубанском филиале, для поступления в Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов – выделена квота ФНПР для одного студента.
В установленные сроки рассматриваются материалы региональных организаций о поощрении профсоюзных организаций, активистов и работников профсоюзных органов. За достигнутые успехи, многолетнюю плодотворную работу Благодарностью Исполнительного комитета ФНПР – 1 человек, Почетной грамотой ФНПР поощрены 20 человек, знаком ФНПР «За активную работу в профсоюзах» – 10 человек, знаком ФНПР «За заслуги перед профдвижением России» – 1 человек, знаком ФНПР «За содружество» – 1 человек, Знаком «За заслуги перед Профсоюзом» – 20 человек, Почетной грамотой ЦК Профсоюза – 373 человека, 19 региональных, территориальных и первичных профсоюзных организаций, Благодарность Президиума Профсоюза выражена социальным партнерам, профработникам и активистам – 45 человек, организациям – 2, Благодарностью Председателя Профсоюза – 1 человек, Почетным знаком МФП «За укрепление дружбы и сотрудничества между профсоюзами» - 3 человека.
На премирование работников и активистов за 10 месяцев 2016 г. из средств Центрального комитета израсходовано 769 000 рублей.
В 36 (в 2014 году – 25) региональных организациях Профсоюза созданы и работают интернет-сайты. Многие региональные организации Профсоюза имеют собственные страницы на сайтах региональных объединений организаций профсоюзов, где размещена контактная информация организаций, их история, фотографии. Активно ведется работа в социальных сетях Facebook, Одноклассники, ВКонтакте, Twitter, Instagram. Свои страницы в различных социальных сетях имеют 24 (в 2014 году – 12) региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, а также ЦК Профсоюза.
В текущем году выпущено 4 номера Информационного бюллетеня Профсоюза, вместо запланированных 6 номеров.
Систематически публиковались материалы о Профсоюзе в центральных и ведомственных газетах и журналах (журналы «Профсоюзы» - 7, «Социальная защита» - 2, газеты «Солидарность» - 15), выступление Председателя Профсоюза на Радио России.
Как членская организация ФНПР Профсоюз участвовал во всех Всероссийских акциях, организуемых ФНПР. Региональные, территориальные и первичные организации Профсоюза приняли участие в первомайской акции профсоюзов под девизом «НЕТ – росту налогов и цен! ДА – росту зарплат и пенсий!». Количество участников акции от Профсоюза составило более 160 тысяч человек. В октябрьской Всероссийской акции профсоюзов в рамках Всемирного дня действий «За достойный труд!» в 2016 году приняло участие более 93 тысяч человек. Среди участников акции молодежь составила около 33 тысяч человек.
5. Осуществление финансовой политики
В текущем году финансовым отделом ЦК Профсоюза согласно плана проводилась работа по осуществлению финансовой политики.
В соответствии с распоряжением Председателя Профсоюза Водянова Н.А. от 17 февраля 2016 года № 31 «О проведении проверки по исполнению финансовой дисциплины и ведению кадрового делопроизводства в Свердловской областной организации Профсоюза» в период с 29 февраля по 02 марта 2016 года комиссией Центрального комитета в составе заместителя Председателя Профсоюза Шелобановой О.В., председателя Центральной ревизионной комиссии Профсоюза, заместителя председателя Нижегородской областной организации Профсоюза Старостиной А.А., члена Центральной ревизионной комиссии Профсоюза, заведующей финансовым отделом Татарстанского республиканского комитета Профсоюза Кисиной Р.М. и члена Центральной ревизионной комиссии Профсоюза, главного правового инспектора труда Профсоюза по Ростовской области Ревиной Е.П. была проведена проверка деятельности Свердловской областной организации Профсоюза по вопросам исполнения финансовой дисциплины и ведению кадрового делопроизводства в Свердловской областной организации Профсоюза.
14 сентября 2016 года на заседании Президиума Профсоюза подведены итоги изученной финансовым отделом ЦК Профсоюза практики работы Белгородской областной организации Профсоюза в части реализации финансовой политики Профсоюза.
Согласно плана работы ЦК Профсоюза на 2016 год была изучена практика работы по обеспечению полноты сбора и распределения членских профсоюзных взносов в Омской региональной организации Профсоюза. На заседании постоянной комиссии ЦК Профсоюза по реализации финансовой политики Профсоюза в декабре 2016 года заслушан председатель Омской областной организации Профсоюза Бахирев Г.В.
Проведен семинар-совещание главных бухгалтеров (бухгалтеров) региональных комитетов Профсоюза и председателей (заместителей председателей) ревизионных комиссий региональных организаций Профсоюза в период с 29 августа по 02 сентября 2016 года в г. Сочи. В семинаре приняли участие 115 человек.
В течение 2016 года была оказана консультативная помощь отдельным комитетам в осуществлении финансовой политики и ведении бухгалтерского учета.